Ju (junet) wrote,
Ju
junet

Золотая осень на Засечной черте. День 2: Болхов - Орел - Карачев - Брянск

В Болхове утром окна оказались затянуты густым туманом. Понятно - Нугрь прямо за забором отеля. Пока завтракали, туман улетел, напоследок немного подержавшись на куполе колокольни вдалеке.
Мы по дороге поискали почтовые станции от Болхова до Орла, но не нашли. Наверное, не сохранились. По Орлу пришлось покататься прилично. Город большой, все памятники разбросаны. Начать мы хотели с уцелевшего маленького домика генерала Ермолова. Это не тот домик, в котором побывал у него в гостях Пушкин (см. "Путешествие в Арзрум"), это домик его отца, где Ермолов сам поселился позднее, когда овдовел. О домике этом у Пушкина тоже есть: "Извозчик мой сказал мне, что Ермолов ни у кого не бывает, кроме как у отца своего, простого, набожного старика, что он не принимает одних только городских чиновников, а что всякому другому доступ свободен".

Домик совершенно задушен высящимися вокруг заборами богатых хором и страховидной коробкой городской поликлиники, но это ж памятник, сносить нельзя. Там две семьи сейчас живут, никакой не музей.
Но прежде домика Ермолова мы побывали в соседнем монастыре. Его восстанавливают, строительство идет, уцелевшие храмы выбелены, выкрашены, блестят, архитектурно ничего сверхъестественного, просто симпатично. Боря уж начал было жалеть, что заехали, как вдруг на стене советского здания (наверное, школа была) видим доски... так и так, здесь был похоронен герой войны 1812 года барон Корф... Нет, не зря заехали!
Дальше мы нашли и место могилы Ермолова. С ней все сложно, вроде могила есть, а Ермолова там давно нет. Ну да я не копала, не знаю. Думаю, что он городских чиновников до сих пор видеть не желает.
В центре Орла есть целый квартал литературных музеев. С тургеневским опять не повезло - в преддверии юбилея там все срочно ремонтируют. Как будто заранее нельзя было, все в последний момент. Есть еще Бунин, Грановский и писатели Орловщины вообще.

А за рекой Орликом, среди старинных уцелвших и послевоенных сталинских домов стоит конный памятник все тому же Ермолову, грозно взлетающий над куполами Михайловского собора.

Напротив же Ермолова, у самого почти собора, сидит, аки Чайковский у Консерватории, писатель Лесков. Да не один, а в окружении своих героев - Левши, Странника и других.

Из Орла мы поехали в древний городок Карачев. От городка осталось очень мало чего. Немцы уничтожили его почти весь. Но музей мы нашли, а там нам рассказали, как найти древнее городище. Оно застроено домиками частными, но место для камня нашлось.

Ну и оттуда доехали мы до Брянска. Дорога узкая, забитая грузовиками. Пару раз мы едва не стали свидетелями лобовых столкновений, машины впереди чудом уворачивались друг от друга на обгонах.
В Брянске мы остановились в самом центре. Благодаря этому прекрасно прогулялись по пешеходной улице Гагарина с его памятником, дошли до Тютчева, заценили парк имени А.К.Толстого с деревянными фигурами. Игорьку больше всего понравилась сова.

Очень литературная поездка )) Даже в гостинице есть своя библиотека, вот, взяла почитать "Тарантас" Соллогуба и еще книжку какого-то венгерского автора. Если сил хватит ))
Tags: Здесь жили..., Литературные места, Путешествия

• Закладки

Не люблю закладки для книг, которые специальные закладки. Лучшие закладки - это билеты (в музей, в театр, куда угодно) или календарики. Или еще…

• Ширков погост - новый фильм

Мы чуть больше месяца назад снимали деревянный 45-метровый храм на Ширковом погосте, конца 17-го века. Поразительный по красоте храм, стоящий на…

• Про изюм

У меня ребенок не любит изюм. Просто терпеть не может, из булочек его выковыривает беспощадно, никакие блюда с изюмом не ест, если только нельзя его…