Ju (junet) wrote,
Ju
junet

Categories:

Была почтовая станция - стала куча

Одна из главных дорог Российской империи, ведших в Европу, — старое Варшавское шоссе, идущее от Москвы через Подольск, Малоярославец, Рославль — и дальше на Варшаву. Важная дорога, имевшая большое значение. По всей ее длине в 1850-х годах по типовым проектам были построены казенные почтовые станции для перемены лошадей, хранения, приема и выдачи почтовой корреспонденции, и так далее.

По этой дороге кто только не проезжал. В Малоярославце даже мемориальная доска висит, сообщающая, что в здании этой самой почтовой станции останавливался Н.В.Гоголь. Да и не только он, а все, кому требовалось ехать хоть в Европу, хоть чуть поближе, — все не миновали этих станций.
Станции были разного класса — первого (в крупных городах), второго (в уездных городках) и третьего (в деревнях и селах на трактах). Были опубликованы типовые проекты, предписывающие строить их именно так. Наверняка многие, проезжая по нашим дорогам, обращали внимание на небольшие домики совершенно не деревенского вида, но и не усадебного, — со стрельчатыми готическими окнами, с каменными оградами… Вот это почтовые станции и есть.

На Варшавском шоссе их сохранилось очень много. Примерно через каждые 20 верст стоят такие здания. В некоторых размещаются кафе, в некоторых живут люди, некоторые полузаброшены.

Одна такая станция стояла в деревне Кононово Калужской области. Не в лучшем состоянии, но крепкое здание, с сохранившейся кровлей, даже с подведенным электричеством, о чем сообщало объявление в интернете о его продаже. В этом объявлении подробно (хотя и по-дилетантски) рассказывалось, что здание старинное, видело чуть ли не Екатерину Великую, замечательно подходит для стилизованного кафе или мотеля...

Сегодня, проезжая по старому Варшавскому шоссе, мы на месте этой станции увидели вот это:



Видимо, у здания появился-таки новый хозяин. Который начал с того, что превратил достаточно крепкое каменное здание в груду мусора. А выглядело это здание еще несколько месяцев назад вот так:



Подробнее об этом здании можно прочитать здесь, на сайте, посвященном дорожной инфраструктуре Российской империи.

Что можно сказать о таком «хозяине», которому не нужен редкий исторический памятник, на одной истории которого можно было бы раскрутить сколь угодно красивую рекламу своего заведения? Я лично могу ему только предсказать полный провал его бизнеса, начавшегося со сноса здания, которое не сумели разрушить наступавшие по шоссе на Москву немцы. Но сумела разрушить собственная бесхозяйственность и недалекость владельца, не понимающего, что попало ему в руки.

Таких зданий 1850-х годов постройки, видевших множество великих людей, проезжающих по стране, — в том числе и царственных особ, которым ведь тоже меняли лошадей в каретах, — по всей России осталось не так много. Теперь стало на одно меньше.
Tags: Литературные места, Путешествия
Subscribe

  • Дубровицы красивые

    Вот думала, что бы выложить красивое. Лучше всего, наверное, летнее. Пусть это будет усадьба Дубровицы. Она правда ну очень хороша, и полеты у меня…

  • Открытие сезона. Осташево и Бородино

    Открыли сегодня сезон поездкой по отличной солнечной погоде - в усадьбу Осташево и, конечно, на Бородинское поле. Солнце малость попугало своим…

  • Курсы валют

    Я тут нашла чудесный Почтовый дорожник 1803 года. Помимо дорог Российской империи (еще без Финляндии, естественно), там есть "чужеземные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments