Ju (junet) wrote,
Ju
junet

"Шизофрения, как и было сказано". Экскурсия-спектакль в Булгаковском доме

Это жанр, с которым я не была знакома. Что такое экскурсия-спектакль, да еще в музее "Булгаковский дом", мне сразу стало любопытно. Анонс сдержанно сообщал, что предстоит поездка на трамвае, а также оставление в музее без экскурсовода ночью. Интригующе. Вот поэтому мы не могли не принять приглашение moscultura в лице Михаила tushinetc и пропустить это событие.

Когда приходишь в музей, все сначала спокойно и мирно, как полагается в обычном литературном музее. Витрины, предметы быта и так далее. Девушки на входе радостно предлагают пройти посмотреть экспозицию до начала экскурсии. Они, кстати, правы - лучше смотрите сразу, потом будет не до нее.

Какой-то особо любопытной особе поясняют: сначала будет небольшая прогулка на трамвае, а потом вернемся в музей. Упс, реальную прогулку я не ожидала, думала, это что-то виртуальное. Ну тем лучше. Мы побродили по открытым залам, выпили в буфете по чашечке кофе, вышли в коридор - и там нам встретился огромнейших размеров черный котище! Он важно прошел мимо посетителей, полностью их игнорируя. На "кису" даже не обернулся, хотя я ожидала, что он сейчас обернется и скажет: "Сами вы киса". И исчез, я даже планшет достать не успела.

Посреди одной из комнат стоял столик с большими шахматными фигурами. Строгая табличка предупреждала - руками не трогать. Я бы, честно говоря, и не рискнула.

Наконец пришло время начала экскурсии. У нас внимательно проверили билеты, запустили в первый зал (как раз туда, где стояли шахматы), и аккуратная маленькая девушка-экскурсовод начала хорошо поставленным голосом рассказывать нам о том, что это за дом, кто работал в квартирах-студиях, что было здесь, где сейчас музей... Вдруг за дверью раздался какой-то шум, словно в музей прорывались запоздалые экскурсанты. Распахнулись двери - и в комнату ворвался длинный тип в клетчатом пиджаке и подбитых очочках... За ним - полноватый тип с чумазой физиономией. Словом, весьма подозрительные личности, с которыми в ночной Москве надо быть поосторожнее, да в и дневной тоже.

Мешая нашей очаровательной экскурсоводше, они, естественно, ни на кого не обращая внимания, занялись шахматной партией. Наконец их удалось выдворить, а нам предложили пройти в трамвай "302-бис".
В "трамвай" (без рельсов) я бы на месте музейщиков продавала не просто билеты, а с местами. Иначе все напихиваются в него как попало. Мы с подругой в итоге сидели по разным углам. Ну да, как в настоящем трамвае 20-х годов. Сердитая кондукторша (помесь той, которая "с котами нельзя", и Аннушки), собрала со всех по 10 копеек за билеты. И честно всем раздала билетики, не думайте. Конечно, она лучше всех все знала и экскурсовода постоянно поправляла, пока мы ехали по Садовому кольцу, по Тверской, по бульварам... и наконец приехали на Патриаршие пруды, где остановились, и в двери полез безголовый в прямом смысле пассажир, который был выгнан взашей скандальной кондукторшей.

На Патриарших и на Садовом кольце на наш автобус-трамвай озирались запоздалые прохожие, кто-то фотографировал, кто-то смеялся, кто-то удивлялся. А мы прошли обратно в музей. Нас сначала не хотели пускать, но потом разобрались, что мы не просто так, а по делу, и мы вошли в полутемный музей...
Знаете, вот и народу была полная комната, и понятно, что это все же экскурсия, но временами становилось страшновато так. Как будто балансируешь на грани шутки и не шутки, представления и какой-то странной реальности. Что было дальше в музее? Так из названия же всё ясно: "Шизофрения, как и было сказано". Этакая помесь театра абсурда с произведениями Булгакова и элементами фантасмагории. Пересказывать нет смысла, лучше пойти и посмотреть самим. Нас приняли за интуристов, потом разоблачили, потом... словом, все странности и нелепости советской жизни 1920-30-х в соединении с чертовщиной и своеобразной атмосферой ночного музея (а дело было уже около 11 часов вечера) - это стоит увидеть и пережить.

И вот еще что: вы будете смеяться, но все, что рассказывали экскурсоводы, постоянно перебиваемые вмешавшимися в течение экскурсии булгаковскими героями, запоминается намного лучше, чем просто гладкий гидовский рассказ.
И мой вам совет - соберетесь в этот музей на такой спектакль-экскурсию, не поленитесь хотя бы перелистать "Мастера и Маргариту", а еще лучше - поинтересуйтесь, кто был чьим прототипом, и о биографии Михаила Афанасьевича не забудьте. Пригодится!
Tags: Литературные места, Моя Москва

• Отпуск в октябре. Между пастилой и пряниками. День 3 - Вязьма-Хмелита.

Сегодня мы досмотрели в Вязьме то, чего не видели раньше. На мой день рождения погода - безветренная и солнечная золотая осень. Прямо как в 79-м,…

• Кажется

Говорю сегодня Игорьку за ужином: - Кажется, сегодня был насыщенный день. Он, не отрываясь от просмотра футбольного матча: - Тебе не кажется.

• 5 класс

Игорек сегодня пошел первый раз в среднюю школу. Начальная осталась позади. Сегодня обошлось без торжеств - он просто просочился в калитку, куда…