Ju (junet) wrote,
Ju
junet

Categories:

Т + Т + В = Венеция Ренессанса

Вчера я поняла, что если не пойду на эту выставку сегодня, то уже на нее никогда не пойду.
Ну и пошла.



Когда я вышла из метро, то Волхонку просто не узнала. Заборы с зелеными полосками, пылища бетонная до небес, фальшивые извинения "за доставленные неудобства", народ в ожидании роскошных пешеходных зон едва протискивается навстречу друг другу.
Обычно от метро сразу видно забор музея - стоит вдоль него очередь или нет. Из-за загородок я ничегошеньки не увидела, конечно. Наконец прорвавшись к музею, я, что называется, выдохнула: люди заходят свободно, никаких вам хвостов... ну правильно, по ТВ выставку давно не пиарят, Путин туда не ездил, чего идти зря?



Одно я неудачно сделала - забыла поближе к дому купить воды, а жара стояла порядочная. Ладно, думаю, ну уж какую-нибудь воду найду... Ага. В благоустроенной Москве фиг ты чего найдешь. И очередь мне таки пришлось отстоять - не за билетами, а в очень душном музейном кафе за бутылочкой тепловатой невкусной воды по 100 рублей. Рядом китайские туристы покупали бизнес-ланчи, столики все были заняты...
Ладно, хорошо. Наконец придя в себя, я пошла наверх, через зал с Давидом, рядом с которым установили скульптуру "Памятник идиотам"... пардон, любителям селфи на селфи-палках. Чтобы попасть в Венецию, сначала надо пройти через Пантикапей - выставку артефактов с раскопок древнего города. Я его оставила на закуску, начать же решила с итальянцев.

По своему обыкновению, я начала не с центральной части, а с галереи над центральной лестницей. Я ее очень люблю.
Одна сторона начинается со "Снятия с креста" Веронезе. Непохожая на нашу иконографическую традицию Богородица - на православных иконах она всегда молодая, а здесь - пожилая изможденная женщина с посеревшим лицом, которую, как на похоронах, поддерживают окружающие... Очень человеческий образ.



Такой же, как и в картине Тинторетто, где еще больше на передний план выходит Богоматерь - здесь вообще лежащая в обмороке, тоже с почерневшим лицом... а вокруг суетятся люди, что-то делают, помогают. Опять-таки, очень живое и человеческое полотно. И почти не бросается в глаза легкое свечение над каждой головой.



На выставке не обходится без диалогов у картин. Особенно на этой галерее, где все стоят рядом, и хорошо слышно.
Ну так и есть!
У картины Веронезе "Мадонна с Младенцем, святыми Петром и Екатериной" стоят две пожилые тетки, подруги. И обсуждают полотно:
- Ты посмотри, она прямо как будто здесь, а не там.
- Конечно, 3D как будто.
- А когда написано было? Вот, 16-й век! Смотри, одеяния какие! Малышкин как на Мадонну похож, правда?
- Да они все на нее похожи.




Галерея упирается в небольшой зал, там разместилось несколько самых высоких картин. Необыкновенный свет на "Крещении Христа" Тинторетто.



На "Тайной вчере" Тинторетто меня больше всего заинтересовала кошка с безумными светящимися глазами. Вообще на этих картинах у зверей с глазами что-то странное - они то съезжаются к носу, как у собак Адониса, то сверкают глазами совершенно человеческими...
А вот тут головы апостолов светятся, словно вырезая их из картины.



Тут я снова услышала уже знакомых теток. Они сгруппировались у картины Тинторетто "Встреча Марии и Елизаветы" и со знанием дела обсуждали, кто есть кто.
- Елизавета-то старше, конечно! Марии всего 16 лет было!
- Елизавета же уже носит под сердцем Иоанна Крестителя, а где живот-то?

Как будто фотоальбом друзей обсуждают, смешно так.



Теток я оставила, посмотрела на "Святого Иоанна Милостивого" Тициана, где святой подает милостыню очень мощному и мускулистому нищему... Ну, спишем телосложение нищего на тогдашнюю традицию написания тел. А в остальном - очень воздушная картина, словно он уже на небе, что ли.



"Святой Георгий" мне вообще как-то всегда симпатичен, и этот вариант истории в исполнении Тинторетто - сочный, яркий.



А вот "Пирам и Фисба" его же - грубоватые, наверное, рассчитанные на просмотр издалека. С расстояния действительно не так страшно.



Самые живые лица - конечно, на портретах. "Портрет дворянина в мехах" Веронезе на другой стороне галереи... если бы мне сказали, что это, скажем, купец XVIII или XIX века из какой-нибудь Твери или Новгорода, я бы поверила ))



А вот этот портрет - это не купец. Это Алессандро Фарнезе, кардинал (не самой беспорочной жизни), меценат, покровитель искусств...



В третий (и последний раз) тетки-собеседницы встретились мне как раз у кардинала Фарнезе. Они пристально рассматривали его и с восторгом восклицали:
- Какая хитринка в глазах-то, а!
Кардинал хитро посматривал и на теток, и на меня, и на вещавшую каким-то на редкость противным голосом экскурсоводшу. Я ему тоже подмигнула и отправилась в большой зал с колоннами - смотреть остальное.

Большой зал - это головокружение от всех картин, которые хочется пройти несколько раз. Декамерон в живописи, праздник какой-то невероятной чувственности, не похабной, а высокой.
"Сусанна и старцы" Веронезе, с коварным каменным сатиром, непристойно торчащим из-за спины роскошной красавицы...



"Венера и Адонис" Тициана - безусловный шедевр, как по краскам и цветам, так и по движениям... вот уж правда - так и выпирающие из картины фигуры. Да, у собаки тут тоже глаза странные.



Забавнейшая небольшая картинка Веронезе "Венера и Марс с Амуром и лошадью" - где Венеру с Марсом застукал не то Амур, не то лошадь.



И, конечно, центр и вершина выставки - "Саломея" Тициана. Мне повезло оказаться у нее тогда, когда никого рядом не было, групп в зале тоже не оказалось, и можно было внимательно и долго рассматривать ее.



Еще интересная штука на выставке - выпуклые пластинки для слепых, чтобы они могли картину "посмотреть" на ощупь. И действительно, мимо прошли два пожилых человека с белыми тросточками. Но больше эти пластинки трогали дети - им было просто интересно.

Цвет, свет, ренессансные формы, выпуклые черты... Все это надо обойти несколько раз, чтобы прочувствовать и как-то хоть немножко понять. Я не брала ни аудиогидов, ни даже книжку, специально, чтобы просто посмотреть. Это правда хорошо. Можно глубоко вдохнуть и именно просто смотреть на картины, не пытаясь понять, какие там диагонали и как расположены группы людей. Это как нюхать розы или жасмин - не надо думать.

Напоследок - камни, чаши и разные осколки, найденные в Пантикапее. Вспомнился "Приск, сын Приска" из анчаровского "Самшитового леса", повествовавший о Митридате. Вот оно - все, что осталось от тех времен. Знаете, это хороший и правильный переход от Венеции прошлой к Москве сегодняшней... через раскопки, ха. А напоследок, так как я вышла через центральные двери (очереди-то нет!) - немного вечных музейных роз.

Tags: Высокое искусство, Моя Москва
Subscribe

Posts from This Journal “Высокое искусство” Tag

  • Me before you

    Меня редко какой фильм, честно скажу, пробирает вот так, чтоб до костей. Чаще всего - посмотрела, получила заряд эмоций тех или иных, с…

  • Поленов. Ветхие избушки, Иисус и много воздуха

    Выставка Василия Поленова 16 февраля закончилась. Я пошла хоть и не в последний день, но недалеко от того - за несколько дней до закрытия. Всегда так…

  • Гейнсборо

    Есть у меня несколько небольших книжек из серии Dolphin Art book - они старые уже, папе когда-то, по-моему, привез кто-то из приятелей-англичан.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments