Ju (junet) wrote,
Ju
junet

День пятый. Пушгоры – Опочка – Невель – Велиж – Смоленск

Из Пушкинских гор сегодня даже уезжать не хотелось. Солнце, свежий воздух, гуляй – не хочу. Но такой приезд на несколько дней оставим до другого раза.
Уехать, не побывав в Святогорском монастыре, мы не могли, конечно. Приехали рано, поэтому никаких групп с туристами и селфи-палками там не было. Вообще никого не было. Мы в одиночестве прошли по всей разрешенной территории, обошли собор, подошли к могиле Пушкина.

Пока спускались к воротам, открылась палатка со столбушинским сбитнем. Мы его, естественно, купили и поехали дальше, в Опочку.
В Опочке значилось несколько интересных мест. Пара храмов, крепость… Первый храм, на кладбище, просто симпатичный и в очень хорошем состоянии, вокруг много старинных памятников, в том числе «опочецкой купчихи Барышниковой». Церковь, переделанная из кирхи, практически развалилась, она деревянная. «Белая гимназия», где якобы бывал Пушкин, превратилась в уродскую советскую коробку техникума, у которого тусила местная молодежь. В глубине улиц значился еще какой-то памятник Маяковскому. Поехали искать. Подъезжаем – ДК, у ДК стоит динамик, зазывающий горожан на выставку-продажу мехов из Пятигорска (!!!), а на клумбе – Маяковский, копия московского памятника с площади. И стоит все это дело на берегу реки Великой, а за рекой – высоченная крепость. Мы идем, обсуждаем, стоит ли ехать к крепости, и что за река, и тут проходящая мимо тетенька нам сообщает, что таки да, это Великая, а в крепости и памятный камень есть, и даже кафе. Ну как было не поехать?

Кафе «Былина», кажется, главная достопримечательность крепости и злачное место )) Выполнено в форме башни со шлемом. А на высоченные валы ведет лесенка, там наверху – дорожки, военный мемориал, в частности, упомянута партизанка Жукова, однофамилица моя.
За Опочкой мы хотели посмотреть на еще одну почтовую станцию – в деревне Звоны. Едва не проскочили деревню, увидели готическую станцию в плачевном состоянии… и тут задумались: а ведь это тракт, и едва ли на этом тракте стоит всего одна такая станция, кто бы заморачивался. Станции располагались примерно километрах в 20 друг от друга… ну-ка, посмотрим повнимательнее…

Через 20 км – деревня с говорящим названием Ночлегово. Станции в ней нет. Ну, думаем, либо снесли, либо деревянная была и сгорела давно. Или просто сгнила. Выехали из Ночлегова… О-па! За деревьями примерно в километре от деревни – копия предыдущей, каменная станция. Если бы не весна, фиг бы мы что увидели.
Еще через 20 км – деревня Заречье с такой же станцией, только у нее кровля присутствовала. И в глубине двора, в домике смотрителя, наверное, кто-то живет.
Еще 20 км проехали, всматриваемся в кусты по краям дороги… Деревня Линец. Так и есть – еще заброшенная станция. Все печальнее и печальнее.
Только в следующем селе с красочным названием Усть-Долыссы здание почтовой станции оказалось в неплохом состоянии, его занимает местная администрация волости и – не поверите – почта!

Но самой интересной оказалась следующая станция, в Невеле. Видимо, в благодарность за внимание к ее собратьям. Мы ее нашли быстро, и обнаружили, что в ней находится музей. Ткнулись в дверь – открыто. На топот шагов вышел дядечка, немолодой, в каком-то рыбацком камуфляже. Я сначала подумала, охранник, пошлет нас сейчас )) Дядечка, Александр Иванович, оказался заведующим музеем, художником и вообще интереснейшим человеком. Что он нам только не рассказал и про музей, и про свою жизнь, и про экспонаты, а в конце концов подарил нам свою гравюру с видом Пушгор.
Из Невеля мы свернули в сторону Усвят и Велижа. В Усвятах значился некий «дом Родзянко» и крепость. Крепость мы нашли быстро.

Дом же Родзянко мы сначала искали на какой-то промзоне, потом подключили к карте вид со спутника – и нашли! На высоком холме стоит странноватого вида дом с разлапистой башенкой, балконом и колоннами. Там музей.
Оставался Велиж. Его мы проползли на последнем издыхании, увидели только центральную площадь. Нам хотелось засветло доехать до Смоленска, чтобы, во-первых, найти постовую станцию в Гнездове, а во-вторых, немножко погулять и по Смоленску. Гнездовская станция заколочена и обнесена забором, ее планируют реставрировать. По Смоленску же мы и погуляли, и покатались, и даже помыли запыленную донельзя машину )) И, полюбовавшись видом вечернего города, отправляемся спать ))

Tags: Здесь жили..., Литературные места, Путешествия

• Наталья Иосифовна Быкова

Однажды, когда мы учились в 8 или 9 классе, наша литераторша (которую я активно не любила по длинному ряду причин) заболела. И ей на замену пришла…

• Помощник

Вчера было много работы. Сижу, понимаю, что сидеть еще минимум часов до 2-х ночи. Рядом - пустая чашка из-под мусса. Игорек (которому давно пора…

• Постное

Начался Великий пост. И расцвели на пирожных и конфетах наклейки "ПОСТНОЕ", "МОЖНО В ПОСТ!", запестрели статьи с красивыми картинками и названиями…