Ju (junet) wrote,
Ju
junet

Category:
  • Mood:

"Если академик не пьян и поёт - то это Городницкий"

Сегодня вечером нас снова занесло в "Гнездо глухаря". На сей раз это был 8-мартовский подарок мне от любимого мужа. Ну да, подарок с некоторой отсрочкой, но все равно. Это был концерт Городницкого - барда, геофизика, академика и прочая, и прочая. Автора, пожалуй, самого большого количества супер-популярнейших песен, если смотреть авторскую песню... ну, кто слушает именно авторскую песню, не мог не слышать "Атлантов", "Снег" и "Перекаты". А уж "Атлантов" знают даже те, кто от авторской песни очень далек. А нектоторые - даже "Жену французского посла" ))
Вообще-то вчера у Городницкого был день рождения. Ни много ни мало - 82 года. По этому случаю он сам про себя сочинил четверостишие:

Переходит лето в осень,
Облетела голова.
Было прежде 28,
Стало 82.


Но я могу сказать - это только на фотографиях видно, что стало 82.



А в динамике, когда он говорит и поет, - ну ей-богу, можно подумать, что хоть не 28, но не больше 60-ти.
Началось все с рассказа про моржа. Точнее, про ту часть моржа, которую чаще всего поминают. Когда Городницкий еще достаточно молодым специалистом мотался по северным морям, какой-то приятель просил его привезти сувенир - эту самую часть моржа. И время от времени отбивал им на корабль телеграммы с юмором на эту тему. А между тем корабль этот научно-исследовательский барахтался во льдах, в ледовой проводке - это когда надо идти за ледоколом через пробитую во льдах полосу, порядком забитую колотыми льдинами (мало приятного, крупная льдина может пробить борт судну запросто, мало не покажется). Достал он их этими телеграммами про моржовый хрен так, что Городницкий не выдержал и отбил телеграмму в ответ: "Нам теперь не до моржа, // Живем, за собственный дрожа". Приятель отвязался.
Ну, эта история была так, для разогрева.
Первая часть концерта была в основном из новых песен. Господи, как я боялась, что сейчас будет что-то про политику, про Крым (Городницкий всегда в открытую и очень резко был за то, что Севастополь - это русский город, что украинский Крым - это нонсенс, и т.п.)... Но все же в который раз я убеждаюсь, что этот человек - большая умница и умеет не устраивать из своих выступлений политических шоу. Ни слова о политике, никакой этой мути и пены. Я представляю, сколько к нему и так лезут с этими вопросами...
Но первая часть, повторюсь, была из песен, по большей части которых я никогда не слышала. И про новые песни я никак не могла бы сказать - "исписался". А вот и ничуть. Да, более философская направленность, ну еще бы. Но не без подшучивания и над собой, и над собственным возрастом и творчеством, и над жизнью вообще.

Мое дорогое чадо, снова взятое с собой по причине отсутствия бабушки (увы, ей пока не до нас), вело себя, мягко говоря, не очень. Ну да, это вам не "Скай", который можно просто слушать, потому что это просто красиво. Тут надо кое-что понимать, а с этим пока еще трудновато и рановато. Поэтому чадо сначала лопало картошку-фри (взятка от меня, чтоб сидел тихо)... Потом в ход пошла тяжелая артиллерия - айпад с играми. Его, слава богу, хватило почти на весь концерт. Так что, надеюсь, наши соседи по столику не очень пострадали. В перервые он примерил на себя сцену, но надолго там задерживаться не стал.



Вторая часть концерта - по заявкам зрителей. Точнее, по запискам. Ну, зрители не отличались оригинальностью - им подавай "Над Канадой", "Паруса Крузенштерна", "Аэропорты XIX века", "Песню полярных летчиков"...
Написала записку и я. Но песен я не просила. Дело в том, что меня давно мучили два вопроса, и тут представился случай оба их разрешить.
Во-первых, меня очень интересовала песня "У девушки с острова Пасхи..." Интернет ее упорно приписывает Городницкому. Но вот ни разу на его песни она не похожа. Я и решила спросить непосредственно - его или не его. Нет, не его, я была права. Теперь я это услышала от Городницкого лично и успокоилась. Авторство этой песни вообще не установлено.
Второй вопрос - про уморительную и классную "Песню строителей Петровского флота". Я от мужа слышала про ее предысторию, но в его пересказе получалось не то. Вот я и попросила уважаемого автора рассказать эту историю еще раз. И даже записала ее, потому что это правда уморительно смешная и чудная история. Вот она:
У нас на родном Ленфильме в Питере должны были снимать фильм о Петре Великом, посвященный его 300-летию со дня рождения, если я не ошибаюсь. И мне были заказаны песни к этому фильму. Меня вызвал режиссер и сказал: «Значит, так. Первые титры фильма идут на фоне мачт, за кадром стук топора, начало XVIII века, народ строит флот. Ты, - сказал он, - должен написать песню строителей русского флота. То есть, как ты понимаешь, русскую народную песню начала XVIII века. Но, говорит, это не главное. Главное, что в эту песню надо включить. Смотри, она у меня идет через весь фильм за кадром, поэтому запиши, чтоб не забыть, что в ней надо отразить. Первое: технологию строительства парусного флота (в песне!). Второе… - он на меня глянул так критически и говорит: - Значит, так. Строили флот православные мужики, а не басурмане вроде тебя. Про это все нужно мягко, но положительно, понял? Третье. Тяжкий гнет крепостничества ты должен отразить во всей своей неприглядности. Четвертое и самое важное… я твои песни послушал и думаю, ты не справишься. Они у тебя такие все минорные, интеллигентные, вот это не пойдет, нет. Надо песню писать лихую, озорную песню, чтобы сразу стало ясно, что это самые настоящие мужики XVIII века, а не только нытье ХХ-го, понял? Кроме того, сквозь все озорство и хулиганство в этой песне должны проступать, совершенно серьезно, национальное самосознание и гордость народа, который выходит на морские просторы. Да, говорит, чуть не забыл, война со Швецией была, не забудь включить». Я ушел в полной (нрб), понимая, что никаких мегабайт не хватит, чтобы все это отразить, а песня должна быть короткой. Но я что-то это сделал. Пока я это делал, фильм уже отменили, и зависла эта песня на долгие годы.
По-моему, весь смысл того несостоявшегося ленфильмовского фильма был в появлении этой песни ))
Песню он, разумеется, тут же спел, и зал радостно подпевал. Вообще, конечно, подпевали почти всем старым песням, естественно.
Мы вышли, когда было уже без малого 11 часов вечера, в самом отличном настроении, несмотря на все фокусы Игорька (впрочем, ему простительно). А я лично была очень рада, что побывала на этом концерте, потому что одно дело - слушать песни в записи, а совсем другое - слушать живого человека. Дай Бог, чтоб подольше - живого. Обещал ведь через год следующий концерт на том же месте, в тот же час ))
Tags: Высокое искусство, Игорек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Для веселья

    Шла сегодня мимо новой спортивно-тренажерной площадки в нашем небольшом парке рядом с домом. По тренажерам увлеченно лазают две девчушки - не то…

  • Вяземский котел

    13 октября 2021 года исполнилось 80 лет со дня окончания Вяземской оборонительной операции, больше известной как трагический "Вяземский котел".…

  • Катя и Достоевский

    Когда я готовилась к поступлению в университет, то, естественно, ходила на занятия к репетиторам и на курсы. Курсы были не общеуниверситетские, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments