Ju (junet) wrote,
Ju
junet

Categories:

Романтичные голландцы в Третьяковке

Выставка голландской и русской живописи в Третьяковке уже подходит к концу. Как водится, под конец туда собралась и я.
Выставка называется "Больше, чем романтизм". Название настраивает заранее на определенное восприятие, но мне повезло, я по своей обычной невнимательности его просто не заметила, а заметила уже на выходе, когда уже на восприятие не повлияешь.
Народу было немного, не то что на "громко-именных" выставках, куда ломятся толпами и очередями. Поэтому я приятно погуляла вдоль пейзажей и портретов сначала в русском зале, потом в голландском. И в маленьком коридорчике, где стоят удобные диваны, из окна видна церковь, а на стенде были вывешены четыре или пять картин с бытовыми сюжетами (видимо, они и были призваны отображать нечто большее, чем романтизм, т.к. романтического там было мало).

В русском зале выставлены картины из фонда Третьяковки. Что-то, по-видимому, из запасников, а что-то и из основного. В любом случае, обычно-то они разбросаны по разным залам, а тут собрались вместе, так что смотрелись все равно по-другому.
В голландском - в основном из музея в Харлеме (Teylers Museum Haarlem) и еще кое-что из частного собрания Дж. Радемакерса.

Сопоставление рядом схожих сюжетов мне очень понравилось. А вот разнесение по разным залам - не очень, пришлось несколько раз бегать туда-сюда между ними. Но должна была быть в развешивании картин некая логика, и что поделили по странам - это логично, не поспоришь.
Но я это немного поправлю и сделаю свой порядок, как мне запомнилось...

Сначала я довольно сонно брела вдоль картин. Италия, Италия, Рим, руины...
Проснулась на картине Е.Сорокина "Развал". Ну конечно - мне стало страшно интересно, что это такое на картине, что за торговые ряды, что за церковь... Москва? Непохоже. Костромские ряды? Нет, там сроду такой церкви не было.



Как оказалось, это все-таки Москва. Та самая, которой давно уже нет, - Смоленский бульвар и Смоленская-Сенная площадь, с примыкающим к ней Толкучим рынком, который, собственно, и оказался на картине в центре внимания. Белинского и Гоголя с базара уже несут... ну путь не Белинского, а Крылова и Пушкина, но и милорд с Блюхером тоже никуда не делись из народных пристрастий.
После "Развала" мне встретился Гоголь, переправляющийся через Днепр на картине Антона Иванова. Кстати, эта картина выставлена на сайте музея Тайлера как заглавная в анонсе выставки...



Лучше всего - на мой взгляд, тропининские лица, узнаваемые даже издалека. Золотошвейка...



...и портрет Воейкова с дочерью и англичанкой.



Эту картину я вспомнила, когда в "голландском" зале увидела картину "Легенда" Яна Адама Круземана.



Интересно, а сейчас заказывают семейные портреты? Фотографии - понятно, а вот портреты? Или только для понтов, какому-нибудь современному глянцевому Шилову?

Белокурая девчушка-ангелочек - Е.Ф.Толстая (дочка знаменитого Федора Толстого-Американца?) с венком из васильков, портрет работы Шамшина.



А вот - еще одна девчушка, уже из голландского зала, с пышно-тяжелым именем Катарина Элизабет Ренте Линзен. А кукла-то у нее - ну точно современная Барби.



Пышный, аппетитный "Натюрморт" Торопова, с корзиной персиков и винограда, с сочными цветами, - в паре с весенним легким, воздушным "Натюрмортом с птичьим гнездом" Ван Оса. Только птичку жалко - унесли ее гнездо для художника.





В небольшом коридорчике - смесь голландских и русских картин, всего четырех-пяти, не больше. Все - со сценками из жизни. Наш "Свежий кавалер" с тощей кошкой...



...и - ах, какая жалость, не нашла я нигде картину в сети! - "Портрет госпожи Мобахиус Кват" (автора не помню) тоже с кошкой, но толстой.
Дальше - как раз голландский зал. Начинается с портрета Мартинуса ван Марума, работы В.Х.Ходжеса. Какие мягкие цвета - ну прямо объектив-портретник )))



Рядом - интерьер Новой церкви в Амстердаме. Корнелис Спрингер. Интересно - когда смотришь на наши картины, особенно с интерьерами, думаешь - наверняка ничего не сохранилось. А тут почему-то возникло ничем не подкрепленное ощущение, что в этой церкви, уже и не новой, все по-прежнему...



А зима у них - прямо как наша сейчас...



У какого-то морского пейзажа пожилая тетка бубнит своей спутнице помоложе: "Вот видишь, у них какое светлое море, а у Айвазовского-то темное какое, да-а..."
Не выдержала, пошла в соседний зал.
Глупая тетка. Ничего у него море не темное.



На прощание сделала, как водится, пару кругов почета по обоим залам.
Уходя, помахала рукой Василь Андреичу, коего очень люблю за его чистый романтизм. Очень он здесь кстати.



Нет, за катарсисом на эту выставку идти ни к чему. Не получите.
Сюда надо идти за легкими и светлыми ощущениями и за красивыми пейзажами, красивыми лицами людей - авось и сами станем хоть немножко красивее.
Tags: Высокое искусство
Subscribe

  • Для веселья

    Шла сегодня мимо новой спортивно-тренажерной площадки в нашем небольшом парке рядом с домом. По тренажерам увлеченно лазают две девчушки - не то…

  • Вяземский котел

    13 октября 2021 года исполнилось 80 лет со дня окончания Вяземской оборонительной операции, больше известной как трагический "Вяземский котел".…

  • Катя и Достоевский

    Когда я готовилась к поступлению в университет, то, естественно, ходила на занятия к репетиторам и на курсы. Курсы были не общеуниверситетские, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments