Ju (junet) wrote,
Ju
junet

Categories:

Географ глобус пропил



Ну вот и я наконец добралась до кинотеатра. Сто лет не ходила в кино, но тут мое любопытство и желание узнать, что за фильм сняли по отличной книжке Алексея Иванова, меня все-таки вытащило в ближайший кинотеатр "Балтика"...

Сразу скажу: я не люблю Хабенского. Вообще не люблю, вот ни капельки, раньше так вообще активно терпеть не могла, потом постепенно стала не такой категоричной. Когда только узнала, что он сыграл Служкина, расстроилась. Посмотрев трейлер, подумала, что все не так плохо. Поэтому все хорошее, что я скажу о фильме, будет не оттого, что я обожаю исполнителя главной роли, а скорее вопреки моему отношению к нему. Но - хорошего я скажу много. Сама от себя не ожидала.

Кинотеатр у нас новый (нет, "Балтика" была и раньше, но теперь на ее месте громадный торговый центр, а в нем кинотеатр на 7 залов). Хороший кинотеатр, продвинутый, билет на сайте купить можно, кресла удобные и расставлены хорошо, чужие головы смотреть на экран не мешают. Так что антураж благоприятствовал невероятно.
Одна беда - прямо за моей спиной расположились четыре бабки-пенсионерки. Трепались все начало фильма, пока я не обернулась и не рявкнула: "Вы не у себя на кухне, помолчите уже". Помогло. Дальше они только изредка хихикали, а потом перепуганно охали на сцене сплава в Долгановском пороге... Явно гадали - пройдут - не пройдут... книгу не читали, что ли? ))

Ну, это присказка.
Теперь к фильму...

Скажу сразу - на мой взгляд, лучше сначала прочитать, а потом смотреть. Нет, наоборот тоже можно (говорят, сейчас Иванова буквально разметают в книжных), но лучше сначала книжку... Да, будете на просмотре сравнивать с прочитанным. Но это правильно.
Банальностей типа "книга лучше", "в книге больше", "в книге лучше раскрыта тема сисек" - не дождетесь. Хотя это все так. Но на то она и книга, в ней страниц много, а у режиссера на все про все пара часов.
Как не дождетесь и всей белиберды про то, что "смело показано другое время, не середина 90-х, а наше..." Да какая разница? Мобильники появились? Великое дело.
Хабенский, мне кажется, в этой роли очень на своем месте, она у него действительно получилась, и получилась хорошо. Здорово получилась, сильно. Да, герою книги 28 лет, а в кино Служкину лет на 10 больше. Но произойди все это в жизни героя книги на 10 лет позже - ровно таким бы он и был. Раздолбай, непутевый, любитель выпить и совершенно непригодный к "серьезной" жизни. Не абсолютно симпатичный, нет. Часто даже наоборот. К нему как нельзя лучше подходит высказывание одной из героинь: "Ты мне, конечно, интересен. Если бы я о тебе слышала от кого-то другого, то ты был бы притягателен. Может, тогда бы я и влюбилась в тебя - заочно. Но когда собственными глазами видишь все это, - она презрительно обвела Служкина сигаретой, - то просто отторжение какое-то".
В общем, с главным героем все ясно.
Теперь к женским ролям.
Надя, жена Служкина - получилась очень удачно. Замотанная жизнью, подурневшая, она резко превращается в хорошенькую, когда влюбляется в друга своего мужа с дурацкой фамилией Будкин. Кстати, в книге ни у кого из мужчин (и пацанов из школы тоже), кроме самого Служкина и почему-то Колесникова (его в фильме почти не видно), нет имен. Только фамилии. Имена с фамилиями есть у всех женщин и девчонок. В фильме пришлось окрестить Будкина Максимом и сделать зачем-то тупым чиновником, а не средней руки бизнесменом, но это неважно. Почему-то, несмотря на его мордоворотистую внешность, веришь, что могла Надя в него влюбиться, ну хотя бы оттого, что это новый человек, а не надоевший муж.
Кира Валерьевна - прекрасно. Вся утонченная и презрительно-красивая, в сущности, совершенно пустая. Так она и вышла.
Сашенька - дура. Как в книге про нее сказано, так оно и есть. Милая, добрая, хорошая - но дура.
Ветка - вот насчет кого жалко, что почти вырезали почти всю линию. Но и без нее баб хватает ))
Маша, ученица Служкина, - а вот Маша, за исключением некоторых моментов, получилась хорошо. Только в той самой сцене, где они наблюдают за сплавом "отцов" в пороге, у нее не получилось сыграть того самого страшного нервного напряжения - когда видишь с высоты скалы, как твоих друзей мотает на легоньком катамаране в пенных бурунах, и не знаешь, пройдут или нет, - это ей сыграть не удалось, слишком сложно, наверное. Жаль. А так девочка хорошая, правильная.
Черт-те что получилось с маэстро Градусовым. Видимо, не нашлось подходящего актера. Парень сыграл неплохо, но, как мне кажется, не совсем то. В книге он не просто шпана, а все-таки своего рода артист. Талантливый, хотя понятно, что в такой жизни, как у него, никакой талант никуда не разовьется. Одна сцена с ловлей уплывшего катамарана чего стоила... Тут ничего этого нет, герой совсем другой. Не видно, что у него действительно много общего со Служкиным... Но это трудно подчеркнуть без ретроспектив, которые есть в книжке - там-то как раз показано, каким фруктом Служкин был сам примерно в этом возрасте.
Удивило изменение еще одного персонажа, влюбленного в Машу одноклассника Овечкина. Там он был просто хорошим парнем. Тут оказался порядочной гнидой. Странно, хотя и объяснимо - выпятили линию ревности...
Вообще "отцы" вышли неплохо. Особенно в походе. Конечно, слишком мало времени на то, чтобы показать, как в процессе этого похода вся плывущая на катамаране разношерстная компания становится друг другу ближе, что-то понимает, что-то для себя открывает такое, что в городе и вне этого катамарана и этих брошенных деревень, может быть, и не поняли бы...
"Я думал, что я устроил этот поход из своей любви к Маше. А оказалось, что я устроил его просто из любви. И может, именно любви я и хотел научить отцов - хотя я ничему не хотел учить. Любви к земле, потому что легко любить курорт, а дикое половодье, майские снегопады и речные буреломы любить трудно. Любви к людям, потому что легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно. Любви к человеку, потому что легко любить херувима, а Географа, бивня, лавину, любить трудно. Я не знаю, что у меня получилось. Во всяком случае, я как мог старался, чтобы отцы стали сильнее и добрее не унижаясь и не унижая..."

Еще что мне очень понравилось в фильме - чудная операторская работа. И дело не только в дымных закатах над Камой, это не самое сложное для съемки (хотя закаты и прочие пейзажи получились фантастически красивыми, тут оператор поработал на славу). Дело еще и в том, как показаны лица, как подчеркнуты детали... Очень здорово. Я уже боялась, что так снимать разучились.

А еще, пока смотрела, вдруг сообразила - а ведь в книжке-то все школьники - это мое поколение... Середина 90-х, старшие классы... Я школу окончила в 1996-м... Мои ровесники. Дети, показанные в фильме, - немножко другие, но не такие уж и другие по сути своей.

Одним словом, это хороший фильм. Мне даже жалко было, что он закончился.
Выйдет на диске - пожалуй, куплю. Думаю, когда-нибудь мне захочется его пересмотреть еще раз.
Tags: Высокое искусство
Subscribe

  • Для веселья

    Шла сегодня мимо новой спортивно-тренажерной площадки в нашем небольшом парке рядом с домом. По тренажерам увлеченно лазают две девчушки - не то…

  • Вяземский котел

    13 октября 2021 года исполнилось 80 лет со дня окончания Вяземской оборонительной операции, больше известной как трагический "Вяземский котел".…

  • Катя и Достоевский

    Когда я готовилась к поступлению в университет, то, естественно, ходила на занятия к репетиторам и на курсы. Курсы были не общеуниверситетские, на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Для веселья

    Шла сегодня мимо новой спортивно-тренажерной площадки в нашем небольшом парке рядом с домом. По тренажерам увлеченно лазают две девчушки - не то…

  • Вяземский котел

    13 октября 2021 года исполнилось 80 лет со дня окончания Вяземской оборонительной операции, больше известной как трагический "Вяземский котел".…

  • Катя и Достоевский

    Когда я готовилась к поступлению в университет, то, естественно, ходила на занятия к репетиторам и на курсы. Курсы были не общеуниверситетские, на…