Ju (junet) wrote,
Ju
junet

Вифлеем (Бейт-Лехем). Место Рождества

Рождественские посты френдов напомнили мне об одном долге, сохранившемся еще с прошлого года, - рассказе о поездке в Вифлеем, с фотографиями и впечатлениями...

Кажется, сегодня самый подходящий момент...

В Вифлеем (Бейт-Лехем), всему миру известный, а ныне палестинский город мы поехали на экскурсию в самый разгар пасхальных паломничеств (не нарочно, так получилось со временем...), и поэтому сразу попали в хвост огромной очереди, толпившейся между колоннами в базилике Рождества. У хвоста очереди сновали греческие монахи, собиравшие деньги и записки - экскурсоводша с украинским говором предупредила, чтобы писали латиницей, но сказала, что и русские буквы они поймут. Я, повинуясь общему порыву, отдала свою бумажку с именами всех, кого успела вспомнить, и вторую бумажку - сколько-то шекелей. После этого, прикинув, что очередь будет стоять не меньше часа, я заметила наиболее колоритных экскурсантов из нашей группы и пошла рассматривать сумрачную базилику, уповая на то, что моей скромной встроенной вспышки хватит хоть на что-нибудь. На что-нибудь и хватило.

Вот наша очередь:

Хорошо видно, как затерты и заполированы колонны до высоты человеческого роста.

Очередь почему-то теснится за колоннами, а в середине огромного храма свободно, и можно увидеть открытые под полом древние мозаики ранней базилики, построенной Св.Еленой. Тетенька рядом со мной удивленно восклицала: "Это что - ковры такие?!"

Высоко над колоннадами видны раскрытые золоченые мозаики - Антиохийский собор, например:

Впереди - от входа это кажется далеко-далеко - виден большой иконостас, богато украшенный и увешанный паникадилами, шарами и еще какими-то штуками типа лампадок.

А еще я там нашла красивую плащаницу с шестикрылыми серафимами.

И на колоннах, потемневших от времени, сумела рассмотреть кое-какие фигуры.

Вернувшись к группе, я заметила, что все подходят к одной из колонн и прислоняются к ней. Оказывается, на ней есть пять углублений в форме креста, и если вложить в них пальцы в правильном порядке и загадать желание, оно обязательно сбудется... С этим крестом связано много легенд, по одной из них из этих углублений вылетели злые пчелы и закусали сарацинов, намеренных разрушить храм, а потом улетели обратно в колонну.

Наконец и наша очередь подтащилась к заветному спуску к Гроту Рождества... Но прежде чем сойти вниз по узкой лесенке, мы успели вволю насмотреться на замечательно интересную икону - улыбающуюся Богоматерь. Это, как объяснила экскурсовод, единственное изображение Богородицы с улыбкой.

Рядом с улыбающейся Богоматерью есть расшитый и богато украшенный вертеп, к которому постоянно прикладываются паломники.

Наконец-то заветный спуск...

Всем в Гроте служители раздают листочки-открытки в память о том, что "я здесь был".

Все прикладываются к звезде и к месту, где стояли ясли.

Конечно же я, несчастная растяпа, так и не сумела выбрать момент, чтобы запечатлеть саму звезду. К ней постоянно прикладывались, и нас торопили-торопили: "Скорее, скорее, проходим, не отставайте от группы". Проникнуться величием момента я так и не успела. Ну да ладно. Все же это запоминающееся событие, особенно когда его осмысляешь потом. А изображений звезды в книжках и интернете сколько угодно.
Из полумрака базилики Рождества мы вышли на ярко освещенный солнцем двор соседней церкви Святой Екатерины.

В этой церкви в подклете похоронен святой Иероним (это его статуя перед церковью), а подклет соединяется вечно запертой дверью с Гротом Рождества.
Во дворике, сделанном по типу итальянских (и неудивительно - это владение католиков), сидят экскурсанты...

Слегка ошеломленные долгим стоянием и полумраком, мы выкатились за нашим гидом с вот этим красным цветком...

...на площадь Колыбели, где в сам день Рождества проходят большие празднества. Я так понимаю, правда, они уже прошли, но может быть, 7 января тоже празднуют и там?

За забором я успела разглядеть замечательного льва.

А на стене какого-то дома такой жизнеутверждающий палестинский плакат. Ну не могут без любимой темы.

Из-за долгой очереди на этом наш Вифлеем и закончился, хотя, судя по книжке, купленной в сувенирной лавке, там еще очень много интересного... Ах, ну да - я и забыла. Мы еще посетили сувенирную лавку, забитую самыми разнообразными поделками на любой вкус и карман, - от маленьких наборов флакончиков с землей-маслом-водой со Святой земли до огромных роскошных вертепов из цельных кусков дерева.

Жаль, что не было ни времени, ни возможности побольше погулять по городу, где встречаются такие припаркованные машины...

...и такие чудно изукрашенные жилые дома...

...и столько памятников и храмов...

В основном на все мы полюбовались только из окна автобуса.

И отправились к пограничной Стене и кордону, где нас ждал для пересадки израильский автобус (мы на границе перегрузились в автобус палестинский, с палестниской же экскурсоводшей)...

От всей суеты с очередями и пересечением границы я могла только подосадовать - как же человеческие распри и дележ земли могут все испортить и всему помешать. А ведь как было бы здорово просто погулять там по городу, ничего не опасаясь и не боясь отстать от группы, посмотреть на все и представить, что больше двух тысяч лет назад здесь произошло событие, изменившее мир...
Может быть, когда-нибудь люди все же поумнеют и научатся быть людьми.
Чтобы не зря все это было - две тысячи тринадцать лет тому назад...

Все фотографии Вифлеема - здесь: http://biz.msk.ru/album/rustowns/120401v/page.html
Tags: Путешествия

• Онежские петроглифы. Фильм

Около месяца тому назад мы побывали на Онежском озере, там, где на берегу выбиты петроглифы. И сняли об этом небольшой фильм - о том, как туда…

• Ширков погост - новый фильм

Мы чуть больше месяца назад снимали деревянный 45-метровый храм на Ширковом погосте, конца 17-го века. Поразительный по красоте храм, стоящий на…

• Старая Смоленская дорога, день 3. От Вязьмы до Москвы.

Ну, сегодня ничем особенным вас не удивлю. Разве что красивой Вязьмой с воздуха, где местные неугомонные стрижи или ласточки опять не давали мне…

• Онежские петроглифы. Фильм

• Ширков погост - новый фильм

• Старая Смоленская дорога, день 3. От Вязьмы до Москвы.