Ju (junet) wrote,
Ju
junet

Categories:

Суздаль изнутри

Из пыльных ящиков косясь
Безропотно, устало,
Искусство древнее от нас,
Бывало, и - сплывало...
В.Высоцкий


Суздаль изнутри в общем-то легче всего увидеть, когда ты приезжаешь с экскурсией на полдня и тебя принудительно проволакивают по залам музея, тыча постоянно пальцем то туда, то сюда, приговаривая: "Перед-вами-ценнейшее-произведение-древнерусских-мастеров..." После этого в памяти остается каша из чашек, цепочек, карт города, старинных сарафанов и икон.
То ли дело, когда ты в Суздале уже не-помню-какой раз, и наконец выдается пасмурный денек, который подталкивает побродить не по городу, а по залам музеев, и позаглядывать в храмы.
Ближе всех к нам был Суздальский кремль, в котором совсем недавно открыли главный огромный собор - Рождественский.
Но начали мы не с него, а с Архиерейских палат, еще совсем пустых и только открывшихся. Работницы музея были еще слегка сонными, но приветливыми.

В палатах есть небольшой зал под названием "Суздаль 100 лет назад". В нем на сравнительно небольшом пространстве воспроизведена в ярких-ярких красках панорама Суздаля с фигурами людей и вещами того времени... А в центре панорамы, в лаптях и кепке, сидит никто иной, как сам вечно живой Ильич... Может быть, художник так привык рисовать людей в кепках, а может и нарочно - кто ж разберет... Но сидит Ильич на пеньке, а вокруг гуси пасутся.




Есть там и приказчик из скобяной лавки, и цыган с медведем, но они вроде бы никого не напоминают.




А в соседней комнате видно, как выглядела 100 лет назад школьная классная комната с доской, портретом императора, скамьей для розог и углом с горохом. Смотрительница зала нам подробно и с удовольствием рассказала, что есть что в классе... На рассказе про розги мы ретировались.

После всех залов с историей и искусством мы пошли смотреть на искусство Суздаля, сохранившееся там, где ему и пристало быть, - в Рождественский собор, который наконец после многолетних мытарств все же почти дореставрировали и открыли.
Первое, что бросилось в глаза при входе - мощи святого Арсения.




Святого Арсения обнаружили совсем недавно - в августе сего года, - но с его родины уже пришли, по слухам, просьбы вернуть его мощи. Грекам, видимо, не хватает святых, зато хватает информации и желания подсобрать святости на Афон. Только сомневаюсь, что Арсения отдадут грекам. Может быть, и свозят показать, чтобы соотечественники могли к нему приложиться, а насовсем патриарх Алексий едва ли согласится его отдать.

А со всех стен на суетящихся посетителей, которых и с утра сколько-то было, спокойно взирали святые с поновленных фресок.



И казалось на миг, что фрески и не поновлялись вовсе, что просто они всегда были здесь, и именно такими - не блестящими совсем новыми красками, но и не затертыми и запыленными, а такими, чтобы казаться живыми...

Так бы казалось всегда, если бы не поездка перед этим по окрестностям Суздаля.
Ведь вокруг Суздаля, в какую сторону ни глянь, обязательно увидишь купол или колокольню. Несколько таких куполов видели мы с друзьями и по пути в Кидекшу, и, конечно, от соблазна найти, что же это такое, и рассмотреть вблизи, не удержались.
Поиски дались нелегко: сначала нас занесло на местные отстойники, на которых пышно зеленела капуста, потом просто к какому-то разрушенному коровнику... И только в третий (сакральный!) раз мы все же попали на нужную дорогу. И оказалось, что искали не зря.




Не знаю я ни ее названия, ни времени постройки, ни тем более архитектора. Она стоит на берегу Каменки, чуть-чуть незадолго до впадения суздальской красавицы-речки в Нерль. Купол ее, хоть и с облетевшей с него железной листвой, но украшен крестом.
А внутри...
Внутри - фрески.
Не парадные, как в Рождественском соборе, а такие, какими они сохранились, наверное, со времен революции или годов с тридцатых. Вот когда мы ругали себя за не взятую с собой вспышку и за забытый штатив... Но, наверное, небольшой сельский храм был не против, чтобы его фрески перекочевали на другие носители, потому что хотя бы немногое получилось...





Больше всего изумило меня то, как сохранились на фресках руки. Не лица, не одежды, а именно руки. Они остались совершенно настоящими, казалось - если дотронешься до рисунка, то он окажется по-человечески теплым.
Не знаю, будут ли когда-нибудь и эти фрески обновлены так же, как в главном соборе Суздаля, или им придется доотсыреть и совсем исчезнуть со стен. Не знаю. На что хотелось бы надеяться - и так понятно. Но из-за этих фресок и сам храм не кажется покинутым, как будто его охраняют те, кто сам сохранился еще на его стенах.
Tags: Путешествия
Subscribe

  • Про мат

    За последние дни, буквально на этой неделе, несколько раз встречала посты о том, как много и бессмысленно матерятся не только современные молодые…

  • Портрет

    Знаете, я немного завидую тем людям из прошлого (часто - далекого), кого на своих картинах запечатлели художники. Фотографии - это хорошо, конечно.…

  • В поле рожали...

    Когда начинаются вот эти разговоры в пользу бедных на тему "наши бабушки в поле рожали, и по 10 детей вырастили, и НИЧЕГО"... - меня начинает трясти.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Про мат

    За последние дни, буквально на этой неделе, несколько раз встречала посты о том, как много и бессмысленно матерятся не только современные молодые…

  • Портрет

    Знаете, я немного завидую тем людям из прошлого (часто - далекого), кого на своих картинах запечатлели художники. Фотографии - это хорошо, конечно.…

  • В поле рожали...

    Когда начинаются вот эти разговоры в пользу бедных на тему "наши бабушки в поле рожали, и по 10 детей вырастили, и НИЧЕГО"... - меня начинает трясти.…