Ju (junet) wrote,
Ju
junet

Categories:

Грузины

Просто так ехать куда-нибудь прокатиться по Москве - конечно, приятно.
Но иногда хочется не по пути решать, куда бы свернуть, а знать заранее, что хочется найти и увидеть.
Так и в этот раз, когда субботнее утро оказалось солнечным и безоблачным, самым подходящим для того, чтобы выбраться из дома, оказалось, что идея маршрута уже есть. По подсказке юзера checkist в idu_shagayu мы отправились в район, который назывался Грузины и дал названия своим улицам - Большой и Малой Грузинской, - и площади.
Этот район был в XVIII веке селом Воскресенским, пожалованным грузинскому царю Вахтангу Левановичу русским царем Петром II. На площади, которая тогда называлась Георгиевской, был даже построен дворец грузинского царя, а его сын в 1750г. выстроил рядом церковь Георгия Победоносца. К тому месту, где она когда-то стояла, мы сначала и поехали.
На месте деревянной церкви сейчас стоит большой и странный комплекс из двух зданий.





Белая церковь, как и подобает ее виду, была построена в конце XVIII века. Со стороны площади она и вовсе не видна, загороженная гигантской пристройкой к себе самой. Это кирпичное здание, наверное, и положило начало тем эклектическим добавлениям к небольшой аккуратной церквушке, которой вполне бы хватило пристроенной колокольни. Новую церковь пристроили в конце 19 века, вместо алтарной части. А в советское время к новой церкви пристроили еще и уродливый кирпичный столп в два яруса, до сих пор не убранный.

Если подойти к храму со стороны новой части, то справа видны уже ставшие известными в ЖЖ-кругах скульптуры.




У красивого нежно-зеленого особняка, вход в который снабжен двумя чудовищными клоунами ("Атака клоунов..."), красуется доска со словами "Дом-музей Мастерская Зураба Церетели"... В подтверждение этого вдоль всего фасада выставлены в самом причудливом порядке творения автора.
После клоунов идут не то аллегории в стиле Летнего сада, не то просто элементы ландшафтного дизайна - для оформления ворот особняка. С ними рядом красуется печально известный Петр I, любимый герой скульптора, с которым тот не может расстаться на протяжении всей жизни. Между Петром и еще одним героем, о котором ниже, скорбно скрючился апостол Павел с книжкой в руках (не иначе как только что отпечатанное в типографии "Послание к коринфянам"). А рядом с апостолом возвышается нечто удивительное и пугающее. Уж чего только не натерпелся от мастеров резца и литья Высоцкий... наверное, только его сосед по несчастью Петр I его поймет. И спеленутым и с гитарой над головой его изображали, и в чем мать родила - тоже. И в крестообразной позе у Петровских ворот поставили... А здесь в переулке стоит он, придавленный грузом аллегорий и ассоциаций, навешанных на него очередным нашим Фидием и Микельанджелом в одном флаконе.
По соседству с ним и Бродский с не меньшей нагрузкой из символики, и еще парочка святых с голубой лестницей в небо между ними...
А напротив, у машины, сидел мужчина кавказской наружности и задумчиво созерцал...

После Грузинской площади мы добрались-таки до места, которое и выманило нас из дома - до католического собора на Малой Грузинской.




Чудное и непривычное для Москвы здание с массой готических украшений, как будто только что отстроенное (на самом деле отреставрированное из ужасного состояния)... Я не люблю католические храмы так, как православные, но этот не мог не заворожить. Не древностью, даже не роскошью украшений, а какой-то гордой осанкой, что ли, и непривычной легкостью. От готических храмов, как мне кажется, всегда веет суровостью и сумраком, но никак не от этого...
Собор стоит точно напротив дома, где последние 5 лет прожил уже виденный нами сегодня Высоцкий. На доме, конечно, прикреплена большая доска с датами, под ней лежат цветы, а чуть ниже доски, в обрамлении из винограда, висит еще одна доска.




А перед табличкой у дома растет этот самый стланник - хвойное дерево, умеющее выживать в камчатском холоде... Только стланнику не надо здесь выживать, его, вместе с жильцами, охраняет бдительный дядя, который, увидев, что я фотографирую дом, напряженно уставился на нас. На всякий случай.
Всего-то полтора часа - вся поездка... Но такие полтора часа, за которые можно встретиться с несколькими пластами времени сразу, стоят целого дня... даже самого длинного :))

Все фотографии - на сайте.
Tags: Литературные места, Моя Москва
Subscribe

  • 17 лет - свадьба розовая или оловянная, кому как больше нравится.

    17 лет назад это было примерно так: перед тем, как нам войти в зал торжественных бракосочетаний (ой), мы получили на руки паспорта и обнаружили, что…

  • Когда кажется

    Давно открыла для себя (именно про себя) простую истину: если мне что-то показалось, значит - с огромной вероятностью, - что мне НЕ показалось. Я не…

  • Про печенье

    Попалось тут мне на глаза в моей фб-группе про еду в литературе бурное обсуждение рассказа Осеевой про печенье - ну, там, где мальчики сожрали все…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • 17 лет - свадьба розовая или оловянная, кому как больше нравится.

    17 лет назад это было примерно так: перед тем, как нам войти в зал торжественных бракосочетаний (ой), мы получили на руки паспорта и обнаружили, что…

  • Когда кажется

    Давно открыла для себя (именно про себя) простую истину: если мне что-то показалось, значит - с огромной вероятностью, - что мне НЕ показалось. Я не…

  • Про печенье

    Попалось тут мне на глаза в моей фб-группе про еду в литературе бурное обсуждение рассказа Осеевой про печенье - ну, там, где мальчики сожрали все…